Встреча с главой Счётной палаты Алексеем Кудриным

Владимир Путин встретился с председателем
Счётной палаты Российской Федерации Алексеем Кудриным. Обсуждались результаты
работы контрольного ведомства.

С председателем Счётной палаты Алексеем Кудриным.

В.Путин: Начнём с результатов работы Счётной палаты. Пожалуйста.

А.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, за последний месяц произошло два
события в Счётной палате. Во-первых, мы отчитались перед Советом Федерации
и Государственной Думой о работе за прошлый год. Во-вторых, мы
в эти дни представили Государственной Думе заключение на отчёт
Правительства об исполнении бюджета за 2021 год. Это большая
работа, это проверка всех главных распорядителей бюджетных средств, их
больше 90, и эта работа впервые завершена за полгода,
на три месяца раньше, чем обычно. И теперь у нас есть
возможность рассмотреть отчёт Правительства летом, в весеннюю сессию. Тем
самым мы даём замечания, отмечаем недостатки, которые могут использоваться при
формировании бюджета на очередной год, который будет представлен
Правительством в сентябре.

Но если
говорить о нашей работе, то Совет Федерации и Государственная
Дума отметили повышение качества наших проверок, аналитическую часть этих проверок,
открытость, достижения в совершенствовании методологии, то есть мы
больше уделяем внимания доказательности, аргументации в наших проверках.

И сразу
скажу, что мы только за прошлый год нашли нарушений во всей работе,
по всем проверкам на 1,5 триллиона [рублей]. В основном это
нарушения, связанные с бухгалтерским учётом, нецелевым использованием,
нарушением процедур закупок. Допустим, в закупках это в основном
определение минимальной и максимальной цены при закупках.

При оценке
бюджета – мы тоже сейчас заключение закончили – мы, конечно, отмечаем
правдивость и достоверность отчёта Правительства, вместе с тем тоже
нашли нарушений на 676 миллиардов рублей. В основном это
бухгалтерский учёт. Большинство было исправлено в ходе самой проверки,
потому что очень важно, чтобы каждый расход был учтён по той статье,
по которой он был проведён. Очень часто это постановка на учёт
имущества, построенных зданий: затягивается, бывает, на месяцы и даже
годы, и мы отмечаем эти вещи. Начинается эксплуатация зданий, ещё не поставленных
на учёт, – это очень частое замечание.

Но хочу
отметить, что Правительство за пять лет выполнило впервые бюджет
на 97,5 процента – самый высокий процент выполнения расходов,
притом что в течение года с учётом антикризисных мер бюджет был увеличен
на два триллиона рублей. При этом остатков, неисполненных расходов, мы
насчитали 645 миллиардов. Я хочу напомнить, что в прошлом году
это был триллион. 645 миллиардов – это оставшиеся ресурсы, как
правило, это законтрактованные уже вещи, которые переходят на очередной
год. Есть где-то и то, что не успели законтрактовать даже. Тем
не менее [наблюдается] положительная динамика по сокращению такого
рода неиспользованных остатков.

Вы давали нам
поручение оценивать результативность национальных проектов. Национальные
проекты реализуются через госпрограммы. Бюджет строится в структуре
государственных программ, поэтому качество государственных программ,
по сути, характеризует и качество государственного управления. Каждая
копейка должна расходоваться для какой-то цели и выполнения какой-то задачи. Поэтому не просто мы расходы проверяем, мы и следим
за тем, чтобы те результаты, которые были в госпрограммах объявлены,
достигались. Поэтому мы предложили Правительству совместно с Минэкономразвития
подойти по-новому к оценке госпрограмм, повысить роль оценки, оценки
эффективности государственных программ, чтобы впоследствии принимать решения
об их корректировке и повышении результативности.

Например, мы
обращаем внимание, что из полутора тысяч показателей всех госпрограмм
значительная часть носит технический характер. Только 22 процента –
это высокоуровневый показатель, где реальные результаты. А остальные
зачастую носят такой характер: количество организаций, получающих поддержку.
Ну они получили поддержку, а дальше что? Или количество проведённых
мероприятий – это тоже ещё не характеризует результат. Поэтому мы
ориентируем на то, что все программы должны больше быть ориентированы
на результаты. И мы обращаем внимание, что показатель такого рода
конечных результатов должен расти. Например, 50 процентов показателей
планируется с почти нулевой динамикой, то есть не растут.
Из года в год достигается один и тот же результат, нет
повышения задач. Мы тоже обратили на это внимание.

Количество
недостигнутых показателей снижается, они составляют только 20 процентов,
это хорошее движение вперёд, тем не менее 20 процентов – это
недостигнутые показатели государственных программ. Но я бы отметил
наиболее успешные программы: это программа развития сельского хозяйства,
развития транспортной системы, развития атомного машиностроительного комплекса,
программа «Доступная среда». Мы их выделяем как балансирующие, с хорошей
динамикой, и правильные конечные показатели, меньше технических вот этих
вопросов и более качественно управляемые. Среди таких программ, которые
как раз в обратную сторону, мы показываем недостатки, – это развитие
космической деятельности.

Особенность
прошлого года у Правительства [в том], что Правительство создало
Резервный фонд, который Правительство имеет право тратить без изменения закона,
поэтому мы особо внимательно и тщательно смотрим на те расходы,
которые Правительство распределяет в рамках своих полномочий,
не обращаясь к изменению закона. Таких расходов на четыре
триллиона в прошлом году было. Резервный фонд пока большой в связи
с необходимостью быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию. Как
правило, это использование средств на социальную поддержку, на борьбу
с COVID, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, поддержку бизнеса
в условиях кризисных ситуаций. Должен сказать, что здесь всё делается
достаточно чётко, но тоже есть небольшие нарушения, на которые мы
обращаем внимание.

Может быть,
завершая про отчёт, я бы сказал, что за последние два года, когда
COVID начался и когда новая перенастройка нацпроектов началась, расходы
на субъекты Российской Федерации, поддержка субъектов возросла
в полтора и больше, иногда в два раза. И достиг вот этот
трансферт регионам 3,7 триллиона рублей в 2020 году и 3,6 триллиона
рублей в 2021 году. То есть громадная поддержка регионов.

Вместе
с тем получается, что все эти расходы целевой характер имеют, они
как бы «окрашены» и вроде как настроены на цель. Таких субсидий,
точнее, целевых межбюджетных трансфертов – они выросли
со 197 до 347 – 347 разных субсидий, по каждому
[есть] соглашение, с каждым регионом или с большинством регионов.
И мы как раз отмечаем, что здесь самостоятельность субъекта, с одной
стороны, снижается, потому что увеличивается количество поддержки «окрашенной»,
целевой, а ещё и субъект должен добавить свои ресурсы, которые
ограничены.

В.Путин: Если говорить о конечных целях, то, может быть, в этом есть
какой-то смысл?

А.Кудрин: Мы как раз обращаем внимание на необходимость чуть-чуть
сбалансировать. Если раньше «неокрашенные» средства, которыми субъект
в рамках своих полномочий может пользоваться, были около 50 процентов
всей поддержки, сейчас это 28.

В.Путин: Но у субъектов и собственные возможности растут,
доходы растут.

А.Кудрин: Да, доходы и у них растут, это справедливо. Но мы как
раз говорим, что, ладно, мы даже видим возможность сохранять «окрашенность»
и целевой характер, но, может быть, несколько субсидий –
по одной госпрограмме три или четыре субсидии есть, – может быть, их
объединять и делать более укрупнённые конечные показатели субъекту.
Кстати, Госсовет, комиссия по межбюджетным отношениям тоже просит
в этом направлении двинуться.

Соответственно,
мы видим и возможность укрупнения, и чуть-чуть поднять долю
«неокрашенных» ресурсов, которые могли бы направляться в регионы. Это
позволило бы губернаторам более чётко реагировать на те проблемы,
которые в субъекте возникают, которые не всегда видны сверху.

Ещё, может
быть, в завершение скажу о нескольких проверках, которые
в прошлом году были наиболее важными, по которым Правительство, как
правило, реагировало и учитывало наши рекомендации. Вообще, работа
с рекомендациями стала постоянной практикой Счётной палаты. Мы после каждой
серьёзной проверки даём рекомендации, как мы видели бы [возможность]
системно улучшить эффективность этих расходов, и за три года дали две
тысячи рекомендаций. Половина примерно из них Правительством реализована.
Например, в прошлом году 503 наши рекомендации были реализованы.
То есть здесь [идёт] постоянная совместная работа с Правительством
по усовершенствованию всей этой системы.

Например,
назову большую проверку по воспроизводству лесов. К сожалению,
у нас восстановление лесов пока отстаёт от их использования
и вырубки. Или, например, материнский капитал. Когда получили граждане
материнский капитал, иногда с опозданием начисляется индексация
на эти их средства, и они даже не знают, что у них
на счетах несколько тысяч рублей, а иногда это и 20,
и 30 тысяч рублей. Вот так мы выявили 4,7 миллиарда рублей,
о которых граждане не знали, и они лежали мёртвым грузом, сейчас
их выплатили.

Или, например,
такие системы, как ГИС, государственные информационные системы:
жилищно-коммунального хозяйства и Единая государственная информационная
система социального обеспечения. Эти системы должны облегчить гражданам
обращение за справками или возможность узнать состояние экономики здания, особенно там, где
товарищества жилья. ЕГИССО – Единая государственная информационная система
социального обеспечения, которая позволит быстрее выдавать пособия или другие
социальные выплаты населению.

Конечно, там мы
нашли определённые недостатки в части ведения, актуализации информации,
заполнения. Тем самым меньше удаётся, особенно в ГИС ЖКХ, использовать её
для принятия управленческих решений. Такие рекомендации даны. Вообще,
67 органов власти пользуются 630 государственными информационными
системами, и их поддержание в актуальном состоянии,
в эффективном, чтобы ими пользовались, – одна из задач, которые
мы перед собой ставим.

Мы проверили
состояние борьбы с ВИЧ-инфекцией, дали рекомендации, Правительство отреагировало.
Работаем по жилью детям-сиротам. У нас пока ещё 280 тысяч
детей-сирот не получили своевременно жильё. Я докладывал Вам осенью
о проблеме борьбы с бедностью и ряд предложений Вам передавал.

Мы
с Правительством работали, и те предложения по распространению
адресного пособия семьям с детьми с 8 до 17 – очень
своевременная мера. Она в этом году с учётом и проблем
в экономике существенно смягчит или даже снизит количество потенциальных
нуждающихся в нашей стране.

И в завершение
хотел сказать, что мы, я уже говорил, совершенствуем методы анализа, чтобы
чётко отделять: те меры, которые Правительство применяет, повлияли они
на улучшение результата или это совпадение других тенденций
в экономике? Это более строгое разделение факторов любого события –
это наша серьёзная работа сейчас. Мы используем анализ больших данных,
математическое моделирование и, в общем, делаем работу Счётной палаты
более обоснованной или более доказательной.

В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.