Совещание по вопросам развития автомобильной промышленности

Глава государства проводит совещание, в ходе которого обсуждаются вопросы развития автомобильной промышленности России.

В ходе совещания по вопросам развития автомобильной промышленности.

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Сегодня в нашей повестке – ситуация в отечественной автомобильной промышленности.
Мы так или иначе обращаемся к этому постоянно, сегодня поговорим об этом
предметно. Вместе с руководителями предприятий и компаний посмотрим, с какими
трудностями сталкиваются российские автомобилестроители,
автосалоны, центры технического обслуживания, обсудим возможные меры
поддержки отрасли и наши дальнейшие действия в текущей, сегодняшней обстановке.

Отмечу, что
автопром традиционно завязан на многие
смежные отрасли, смежные секторы экономики, включая металлургию, химическую, лёгкую промышленность, производство
электронного оборудования.

Ряд контрагентов
и поставщиков автозаводов находились и находятся до сих пор ещё за рубежом, и это не какая-то особенность нашего автопрома: подобная широкая кооперация, длинные, трансграничные
производственные цепочки – общепринятая
практика на сегодняшний день в мире.

В силу известных
обстоятельств и причин многие такие связи сегодня оказались разорванными. Партнёры
российских автозаводов, несмотря на свои долгосрочные обязательства, либо приостановили
поставки, либо объявили об уходе с нашего рынка.

Очевидно, что
этот демарш отразится на объёмах выпуска продукции, причём заметно. Уже
отражается: по сравнению с показателями годом ранее, в марте текущего года выпуск отечественного автопрома
оказался в три раза ниже, а в апреле – в пять раз ниже.

Ещё раз хотел бы подчеркнуть: ситуация непростая. Вы
это сами прекрасно знаете, понимаете. И прошу Правительство подробнее
рассказать,
какие предлагаются оперативные меры, чтобы поддержать автопром, стабилизировать
внутренний рынок.

Причём, наиболее важными вижу сейчас две задачи.

Первая – обеспечить
работу автомобильных заводов в России, их снабжение
необходимыми компонентами, сохранить занятость, коллективы
квалифицированных специалистов.

В этой связи хотел бы напомнить, что с 2014 года у нас
реализуются специальные программы импортозамещения. Рассчитываю сегодня
услышать о том, как идёт работа по этому направлению.

При этом повторю
то, о чём мы говорили на предыдущих отраслевых совещаниях: нельзя, безусловно,
замыкаться только на текущих проблемах автопрома. Сейчас особенно важно
сформировать стратегические подходы к развитию отрасли, задать долгосрочный,
долговременный вектор технологических и производственных изменений, в основе которых – потребности
граждан в качественных и доступных автомобилях,
запросы экономики, бизнеса, городского и муниципального хозяйства в части автотехники, включая дорожную, строительную и коммунальную технику.

Также необходимо
выдержать ориентир на обеспечение технологического
суверенитета России. Конечно, это не означает, что абсолютно все
производственные процессы в автопроме должны проходить именно у нас, в нашей
стране. Но ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки,
интеллектуальные права и ноу-хау, должны быть, конечно же, российскими.

Вторая задача –
насытить наш рынок, обеспечить достаточное предложение автомобилей, в первую
очередь легковых, цены на которые резко выросли в этом году.

Напомню, что в последние два года в России ежегодно
продавалось около полутора миллионов автомобилей. Однако в текущем году объём продаж легковых автомобилей заметно сократился: по итогам пяти
месяцев – на 51 процент. Тогда как, по оценкам экспертов, чтобы избежать
резкого роста стоимости машин, снижение продаж не должно было бы выйти за пределы 20–25 процентов.

Прошу сегодня также
рассказать, что планируется сделать в этом направлении – как для поступления
новых машин в салоны, так и для поддержки
покупателей.

Здесь же отмечу
ещё один вопрос, который сильно волнует наших автолюбителей. Он касается технического
обслуживания машин. Сохраняются ли гарантийные права автовладельцев, где они
будут обслуживать свои автомобили, как
обстоят дела с поставками запчастей и так далее – давайте остановимся
отдельно сегодня и на этой теме.

На чём ещё хотел бы заострить внимание? Если на рынке легковых автомобилей сейчас главная проблема связана с предложением, то рынок коммерческой техники может столкнуться с дефицитом спроса.

Здесь основной
покупатель – это бизнес, транспортные
компании. Многие из них сейчас придерживают
инвестиции, анализируют текущую рыночную и логистическую обстановку, в том
числе в связи с запретом въезда грузовиков российских компаний в Европу.

В этой связи
предлагаю шире посмотреть на различные
программы поддержки спроса на коммерческий автотранспорт. И, безусловно,
важно повышать их эффективность.

В этой связи
добавлю важное, на мой взгляд, замечание.
Знаю, что российские заводы по выпуску грузовиков сейчас активно перестраивают производственные
цепочки. Отечественные моторостроители замещают выпавших поставщиков. Надо признать,
что на текущий момент такая замена связана с понижением класса экологичности
двигателей. А это – вопрос не только заботы об окружающей среде в наших городах
и регионах, но и фактор конкурентоспособности.

Вы сами знаете,
о чём я говорю, тем не менее, обращу внимание на то, что даже в дружественных странах, у партнёров по евразийской
интеграции действуют строгие экологические
нормы в отношении грузовых автомобилей. И если мы массово понизим экологический
класс российских грузовиков, это может сказаться на рыночных позициях наших
перевозчиков – их просто не будут пускать, а значит, водители столкнутся с вопросами занятости.

Просил бы
участников совещания дать свою оценку, насколько эта проблема носит системный
характер, нужны ли здесь специальные
решения.

И последнее. На недавнем совещании по транспортной отрасли мы обсудили планы
развития автомобильных дорог и сопутствующей инфраструктуры, в том числе
укрепление опорной сети автодорог в субъектах Федерации. Они соединяют региональные
и районные центры, посёлки, деревни, используются гражданами постоянно. Мы
договорились, что за ближайшие пять лет приведём
в порядок не менее 85 процентов
протяжённости региональных дорог опорной сети, и это, безусловно, должно
быть сделано.

В контексте нашей встречи хотел бы отметить: важно понимать не только какими
будут дороги с точки зрения качества дорожного полотна и безопасности, но и какой транспорт будет по ним проезжать, на чём будут передвигаться пассажиры,
перевозиться грузы.

Напомню в этой
связи о поручении, которое было дано в конце прошлого года. Оно касается обновления
парка общественного транспорта в регионах – троллейбусов, автобусов, которые
действуют, работают на городских и пригородных маршрутах. Просил бы сегодня рассказать,
как будут реализованы эти планы с учётом текущей и перспективной ситуации в отечественном автопроме.

Давайте начнём
обсуждение, начнём работу.

<…>